1896 – 1902

Режиссер Е.П.Карпов вспоминал о первой встрече с актрисой после ее бенефиса в роли Рози: «Она вздрогнула и быстро обернулась. Никогда не забуду выражения ее лица в эту минуту. Испуг и досада, и растерянность сразу мелькнули на лице. Словно ее неожиданно разбудили ото сна. Глаза, нервно блестевшие, смотрели рассеянно. Какой-то укор виделся в них… Все мускулы ее лица двигались, трепетали под кожей, образуя непрестанную игру света и теней. Болезненно нервным, трагическим, и далеко не детским смотрело оно. И в блестяще нервных глазах лежала глубокая грусть. Контраст с Комиссаржевской Рози, которую я только что видел на сцене и здесь за кулисами, поразил меня». «Между собой и зрительным залом она создавала всегда какую-то особую, сверхэстетическую связь, которая с концом спектакля никогда не кончалась. Так, даже выстрел Карандышева, разрешая драму Островского, не разрешал представления этой драмы с участием Комиссаржевской. Убивая «бесприданницу», он не убивал Комиссаржевской. Мистерия общения с ней продолжалась для зрителя и после смерти Ларисы», писал впоследствии критик Ф.Степун. Скандальный неуспех премьеры «Чайки» на Александринской сцене в 1896 г. стал знаковым: это была драматическая встреча старой театральной эстетики с новой драмой. Для Комиссаржевской роль Нины явилась камертоном ее творчества. «Ваша, нет, наша «Чайка», потому что я срослась с ней душой навек, жива, страдает и верует так горячо, что многих уверовать заставит. «Думайте же о своем призвании и не бойтесь жизни», - пишет Комиссаржевская Чехову после спектакля. «Она так играет Нину…, словно она была в моей душе, подслушала мои интонации… Какая тонкая, чуткая актриса»,- вспоминал А.П.Чехов. Однако успех последующих сезонов разочаровал ее. В одном из писем Чехову она сообщает: «Я играю без конца, играю вещи очень мало говорящие уму и почти ничего душе […] Успех имею при этом огромный и силюсь тщетно понять, в чем же дело». Комиссаржевская покидает императорскую сцену с надеждой создать свой театр. Она отправляется на гастроли по провинции со случайной труппой.

1896 Список ролей

  • Варвара Михайловна «Роковой шаг» Ф.Кареева
  • Агата «Шалости влюбленных» Ж.Реньяра
  • Вострякова «Гувернантка» Н.И.Тимковского
  • Клерхен «Гибель Содома» Г.Зудермана
  • Нина Заречная «Чайка» А.П.Чехова
  • Надежда Алексеевна «Радости жизни» В.А.Крылова

1897

  • Нерисса «Венецианский купец» У.Шекспира
  • Дезире «Фромон младший и Рислер старший» А.Доде и А.Бело
  • Фантина «Отверженный» О.К.Нотовитча
  • Тамара «Партизанская война» Л.Я.Никольского
  • «Через край» В.Тихонова
  • Оленька Левшина «Фофан» И.В.Шпажинского
  • Саша «Иванов» А.П.Чехова

1898

  • Анхен «Юность» М.Гальбе
  • Поветова «Две судьбы» И.В.Шпажинского
  • Наталья Петровна «Волшебная » И.Н.Потапенко
  • Софья «Друзья» Дж Роветта
  • Соня «Борцы» М.И.Чайковского

1899

  • Тереза «Пришел желанный» А.Тёрие
  • Раечка «Девятый вал» С.И.Смирновой-Сазоновой
  • Викки Гогенштейн «Блестящая карьера» Т. фон Трота
  • Мери «Пир во время чумы» А.С.Пушкина
  • Улинька «У генерала Бетрищева» из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
  • Донна Юлия «Галеотто» Х.Эчегарая
  • Христина «Забава» А.Шницлера
  • Мария Васильевна «Холостяк» И.С.Тургенева
  • Аглая «Идиот» В.Крылова и С.Сутугина переделка романа Ф.Достоевского.
  • Наталья Кирилловна «Закат» А.И.Сумбатова
  • Княжна Ольга Горбатова «Накипь» П.Д.Бобюорыкина
  • Гретхен из «Фауста». Гетевский вечер в Алекскандринском театре

1900

  • Дездемона «Отелло» У.Шекспира
  • Марья Андреевна «Бедная невеста» А.Н.Островского
  • Марья Власьевна «Воевода» А.Н.Островского
  • Офеплия «Гамлет» У.Шекспира
  • Девушка Снегурочка «Снегурочка» А.Н.Островского

1901

  • Марикка «Огни Ивановой ночи» Г.Зудермана
  • Ната «Пережитое» И.В.Радзивилловича
  • Соня «Дядя Ваня» А.П.Чехова
  • Вава «В ответе» П.Д.Боборыкина
  • Дашенька «Мишура» А.А.Потехина
  • Валерия «Лишенный прав» И.Н.Потапенко
  • Татьяна Даниловна «Грех да беда на кого не живет» А.Н.Островского

1902

  • Маргарита «Фауст» И.-В.Гете
  • Елизавета Павловна «Прибой» З.Ю.Яковлевой
  • Графиня «Друг» М.Прага