1906 – 1908

Комиссаржевская, заключая союз с Мейерхольдом, прощалась с эстетикой своего театра в «Пассаже». Ее вдохновлял репертуар, предложенный режиссером: Г. Ибсен, М.Метерлинк, Л.Андреев, А.Блок. Она принимала его союз с художниками, чьи декорации стали предметом искусства, а не служебной деталью спектакля. В театр пришли Л.Бакст, С.Судейкин, Н.Сапунов, А.Бенуа. Сыграв в одном из лучших условных спектаклей Мейерхольда одну из лучших своих ролей - Сестру Беатрису в одноименной пьесе М.Метерлинка, она могла сказать заветное: «В эту минуту вечность говорит с вами через меня». Она создала театр-храм, почувствовала себя духовной странницей, пророчицей. Блок писал о спектакле: «Мы узнали высокое волнение; волновались о любви, о крыльях, о радости будущего. Было чувство великой благодарности за искры чудес, облетевшие зрительный зал». Сезон работы с Мейерхольдом был временем обретений и потерь, свершающихся почти одновременно: наиболее близкая актрисе эстетика символизма вступала в конфликт с живым телом актера, которое не могло отречься от своей многомерности, от непредсказуемой свободы движений. 8 ноября 1907 года Комиссаржевская пишет Мейерхольду письмо, которое на следующий день зачитает труппе: «За последние дни, Всеволод Эмильевич, я много думала и пришла к глубокому убеждению, что мы с Вами разно смотрим на театр, и того, что ищете Вы, не ищу я. Путь, ведущий к театру кукол, это путь, к которому Вы шли все время….Я смотрю будущему прямо в глаза и говорю, что по этом у пути мы вместе идти не можем, - путь это Ваш, но не мой, и на Вашу фразу, сказанную в последнем заседании нашего художественного совета: может быть, мне уйти из театра – я говорю теперь, да, уйти Вам необходимо». Третейский суд, состоявшийся в связи с протестом Мейерхольда, признал его обвинение Комиссаржевской неосновательным. Станиславский в этом вопросе встал на сторону актрисы, так как ее разрыв с Мейерхольдом основывался на принципиальных творческих разногласиях.

1906 Список ролей

  • Гедда Габлер «Гедда Габлер» Г.Ибсена
  • Сестра Беатриса «Сестра Беатриса» М.Метерлинка
  • Сонка «Вечная сказка» С.Пшибышевского

1907

  • Карен «Трагедия любви» Г.-Э.Гейберга
  • Свангильда «Комедия любви» Г.Ибсена
  • Зобеида «Свадьба Зобеиды» Г. фон Гофмансталя
  • Мелизанда «Пелеас и Мелизанда» М.Метерлинка

1908

  • Франческа «Франческа да Римини» Г.Д’Аннунцио
  • Элина «У врат царства» К.Гамсуна
  • Филинт «Королева Мая» опера-пастораль