1908 – 1910

Для поддержания материальных дел театра Комисаржевская отправилась на гастроли в Америку. Ее встретила бесцеремонная газетная шумиха, откровенный грабеж со стороны предпринимателей, полное непонимание провинциальных зрителей. Относительный успех в Нью-Йорке из-за обмана тоже оказался материальной потерей. И она «радовалась, как ребенок», сойдя на европейскую землю. Но любителям театра она понравилась. «Комиссаржевская – на первом месте среди актрис Нью-Йорка в данный момент. Она одна из выдающихся актрис мира. Если вы где-нибудь читали что-нибудь противоположное, забудьте и присоединяйтесь к нашему мнению. Не ждите. Не заставляйте ее ждать, как ждала Дузе, потому что единственное, что заставляет эту актрису и ее труппу покинуть Нью-Йорк – это финансовые неудачи её поездки», - писал американский критик Эштон Стивенс. В 1906 году с братом Ф.Ф Комиссаржевским она знакомится со Швецией и Норвегией, странами, чьи драматурги Ибсен, Гамсун, Стриндберг вошли в ее репертуар. Впоследствии она напишет Мейерхольду: «И ясно во мне теперь, что ни один актер не может играть и ни один режиссер поставить Ибсена, пока не узнает его всего, то есть не только его драмы, а его миросозерцание. Личность его так тесно слита в нем с его творчеством, что, не зная одного, нельзя почувствовать другого». Летом 1908 года она с Ф.Ф.Комиссаржевским живет в Германии. На следующий год маршрут повторяется, тогда же она посещает Париж, где состоялась свадьба брата Н.Ф Комиссаржевского, смотрит в Мюнхене спектакль «Фауст», радуется тому, что замысел исполнительницы роли Маргариты совпал с ее решением роли, когда она играла ее в Александринке. Сезон 1908-1909 года закончили в феврале сотым представлением «Кукольного дома». Был триумф, но материальные затруднения заставили отказаться от аренды театра на Офицерской и отправиться на четырехмесячные гастроли по городам Сибири. На вопросы журналиста «Сибирской жизни» о гастролях Вера Федоровна ответила: «Я очень довольна поездкой. Природа Сибири мне нравится, много простора и солнца. Особенно красив Байкал. Его берега напоминают мне Норвегию, норвежские фиорды». В последних премьерах :«У врат царства» (режиссер А.П.Зонов), «Франческа да Римини» (режиссер Н.Н.Евреинов) «Юдифь», «Хозяйка гостиницы», «Королева Майя» (режиссер Ф.Ф.Комиссаржевский) актриса по-прежнему имела переполненные залы и признание зрителей. Критики говорили о ее высоком профессионализме. Но разве сценический успех был целью Комиссаржевской? «Мне нечем больше жить на сцене. Я потеряла свое прежнее «я», а нового не нажила. Играть затем, чтобы доставлять публике удовольствие, я не в силах». Во время последних гастролей 16 ноября 1909 года актриса обращается к труппе с письмом: «...По окончании этой поездки я ухожу совсем из театра. Надолго ли, навсегда ли - зависеть это будет не от меня. Я ухожу, потому что театр в той форме, в какой он существует сейчас, - перестал мне казаться нужным, и путь, которым я шла в исканиях новых форм, перестал мне казаться верным». Теперь она стоит на пороге нового дела – она создает школу-храм, где будут воспитывать нового человека. В союзники она выбирает поэта Белого . «Поймите, - взяла меня за руку и снизу вверх заглядывала в глаза, - я Вам подношу моего младенца, - и она поднесла две руки мне к груди, - неужели Вы не улыбнетесь ему, отвернетесь и пройдете мимо! – Все это с быстрыми легкими телодвиженьями, то приближаясь вплотную, то отбегая – летуче носится по комнате взад и вперед, заложив руки за спину, глазами – в пол; а я только слушал, не подавая реплик; ведь половина ею сказанного была и во мне роившимся миром: когда-то; откликнуться, взять, по ее словам, в руки «младенца» - значило: ему отдать свою жизнь». (А.Белый) Актриса умерла рано и внезапно во время последних гастролей в далеком Ташкенте. Еще 26 января она играла одну из своих ранних ролей – девочку Рози - с высокой температурой, «почти в беспамятстве», потом слегла с роковым диагнозом – черная оспа. 10 февраля 1910 года наступила смерть. На всем пути гроба с телом Комиссаржевской от Ташкента до Петербурга на каждой станции служили панихиду. 20 февраля в Петербурге в Александро-Невской лавре состоялись похороны, которые обратились в национальный траур.

1909 Список ролей

  • Берта Боротин «Праматерь» Ф.Грильпарцера
  • Юдифь «Юдифь» Ф.Геббеля
  • Мирандолина «Хозяйка гостиницы» К.Гольдони
  • Ганка «Пир жизни» С.Пшибышевского