В течение первых трех сезонов Комиссаржевская сыграла больше ролей, чем за последующие 14 лет. Неприхотливая драматургия, в которую она окунулась в начале пути, не испугала и не сломила ее. После долгих лет ничегонеделанья она была рада тому, что занята, и легко справлялась с почти ежедневными премьерами. М.Н.Комиссаржевская вспоминала: «Играла она, то ямщика, то горничную, то гимназиста, то модистку; и вот в один из таких спектаклей, никто из участвующих не знал своей роли, кроме Веры; она и тут не растерялась, нашептывая им всем их реплики; сцены были живые, и не вся публика это заметила; только по окончании пьесы Вера сказала мне, что подобный спектакль утомительней, чем сыграть две пьесы сряду, а Киселевский страшно хохотал и говорил: «молодцом справились, милая Вера Федоровна; если кто сомневался в вашем даровании, то после сегодняшнего спектакля преклоняет перед Вами колено». Репертуарная политика Александринского театра серьезно отличалась от провинциальной, но и Комиссаржевская переменилась. Вспоминая сказку «О царе Салтане», она пишет знакомой: «Мне кажется, в жизни каждого человека бываю такие моменты, когда надо «потянуться, встать и выбить дно». Она спорит с режиссером и отказывается от ролей, в которых ей нечего сказать. Свое нежелание играть роль Марии Андреевны в пьесе А.Н.Островского «Бедная невеста» она отчетливо объясняет: «Вы считаете, что играя только такие роли, и больше никакие, - значит исполнить свое назначение на сцене. А я этого не считаю. Жизнь идет своим чередом, и душа русской женщины нашего времени сложнее и интереснее по той работе, которая в ней идет. Душа эта в основе своей может не отойти от пушкинской Татьяны, но жизнь затянула эту основу паутиной, и если талантливый драматург при помощи такого же артиста, расскажет о борьбе такой души, покажет и эту паутину и свет, что проходит через нее – это будет близко, понятно, нужно для души современного зрителя, это будет стихийно, а стихийными чувствами должен владеть артист и должен ими жечь сердца людей». О репертуаре своего театра она заботится особенно, выбирая поначалу популярных социально ориентированных драматургов: М.Горького, С.Найденова, Е.Чирикова, но быстро меняет их на Г.Ибсена, М.Метерлинка, К.Гамсуна, С. Пшибышевского, которые приводят ее к условному театру. Однако за год до смерти артистка говорила: «Я шла вместе с временем, вместе с нашей литературой, - теперь происходит что-то: известная полоса кончается, и она во многом обманула нас, а новое еще не созрело… Я ищу, перебираю пьесы, иногда увлекаюсь, но потом вижу опять, что это не то… Нет репертуара, я не знаю, что делать»… Но прежде чем оборвалась ее жизнь, Комиссаржевская поняла, что должна делать и начала строить школу-храм.

Российская Империя